Патриотизм – источник морального духа российского воина

 

Учебные вопросы:

1.     Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.

2.     Патриотическое сознание воинов как фактор формирования морального духа армии.

3.     Быть верным воинскому долгу – конкретное проявление патриотизма российских воинов.

 

Российские Вооруженные Силы традиционно были сильны духом, вы­сокими нравственными и боевыми качествами личного состава, обла­дали высокими чувствами патрио­тизма, долга и чести. Воспитание этих духовных ценностей было и ос­тается важнейшей задачей в дея­тельности командиров, воспитате­лей, армейской общественности.

 

 

1-й вопрос: Сущность, истоки и особенности

российского патриотизма

 

Что же такое патриотизм? Патри­отизм (от греческого слова patris – родина) – это осознание конкретным человеком своего особого, любовного отношения к Отечеству, проявляю­щегося в целенаправленной деятель­ности для прогрессивного развития и процветания Родины.

Чувство патриотизма как общест­венное духовное явление включает несколько компонентов, среди ко­торых основное место занимают патриотическое сознание и патрио­тическая деятельность.

Патриотическое сознание пред­ставляет собой систему идей, взгля­дов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личнос­ти, служащих побудительными мо­тивами патриотической деятельно­сти по развитию Отечества и его за­щите.

Патриотическая деятельностьэто совокупность действий, направленных на реализацию патриотиче­ских целей, на укрепление могуще­ства и авторитета страны.

Можно с уверенностью сказать, что уже на заре нашей истории у вождей княжеских дружин возник­ла серьезная необходимость воспи­тания у дружинников высокого чувства преданности лидеру, любви к своей земле.

На первых порах патриотизм проявлялся как личностное качест­во. По мере накопления в народе патриотической силы и энергии, понимания необходимости нацио­нального объединения личностный патриотизм постепенно приобретал общенациональное значение.

Именно патриотизм, националь­ное единство обусловили победы русских воинов и изгнание с рус­ской земли татаро-монгольских завоевателей, польских интервентов в смутное время и других захватчи­ков.

Впервые патриотизм получил, можно сказать, правовое закрепле­ние в «Уставе ратных и пушечных дел...» (1607 г.) и стал нормой отно­шения к родной земле, поведения русского воина.

При Петре I чувство патриотизма ставилось выше всех ценностей и добродетелей, являлось важнейшим критерием при определении канди­датов на получение чинов, наград и званий, главным побудительным мотивом в бою. Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр I говорил: «И так, не должны вы по­мышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество...»

Последователи Петра I – великие полководцы и военачальники Су­воров, Кутузов, Скобелев и другие большое внимание уделяли воспи­танию чувства патриотизма у офи­церов и солдат. Это было одной из причин, почему их войска не знали поражений. Их опыт по воспита­нию подчиненных ценен и для на­шего времени, его необходимо изу­чать и использовать.

Проблема патриотизма, познание его сущности привлекали внимание выдающихся общественных деяте­лей и ученых России и получили теоретическую разработку. Так, русские революционные демократы XIX века А.И. Герцен, В.Г. Белин­ский, П.Г. Чернышевский утверж­дали, что патриотизм имеет соци­альные корни и отвечает интересам народа.

Значительное внимание разра­ботке проблемы патриотизма уде­ляли русские мыслители и филосо­фы Н. Бердяев, В. Соловьев, И. Ильин. Последний, в частности, в чувстве патриотизма отмечал преж­де всего духовность человека. «Именно духовная жизнь, – писал И. Ильин, – есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погиб­нуть за него. Через нее все получа­ет свое истинное значение и под­линную ценность».

Дух патриотизма – универсаль­ный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной во­енной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубо­кие исторические и социальные корни (см. схему).

Какие же силы питали патрио­тизм русских воинов?

Во-первых, это естественное чув­ство самосохранения, защита свое­го места обитания, российской зем­ли от различных завоевателей. Чув­ство это формировалось долгим ис­торическим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколе­нию. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали.

Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и кре­пость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким ис­ключением, пополнялась соотече­ственниками, которым была прису­ща любовь к Отечеству.

В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы право­славия. На страницах Евангелия ут­верждалось, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического вос­питания. Идеологическую основу патриотического воспитания рос­сиян, армии составляли идеи пра­вославия, самодержавия, народнос­ти, воплощенные в призыве «За Ве­ру, Царя и Отечество!»

Особое внимание церковь всегда уделяла воспитанию чувства патри­отизма в армейской среде. Созна­вая огромную ответственность лю­дей ратного труда за судьбы Отече­ства, церковь с самых древних вре­мен окружила их заботой, внима­нием и любовью. Она не соверша­ла никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой про­фессии, а лишь о военных.

Такое исключительное внима­ние церкви к армии объясняется тем, что именно от нее, как в про­шлые времена, так и теперь, в большей степени, чем от какого-либо другого государственного ин­ститута зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощу­тима цена ошибки или преступле­ния, особенно страшными и раз­рушительными могут быть послед­ствия нравственной распущеннос­ти и упадка.

Церковь заботится о нравствен­ном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым обра­зом, как никто другой. Ведь выпол­нение воинского долга требует са­мого ценного – отдания собствен­ной жизни. А это может сделать только высоконравственный, идео­логически подкованный человек. Простое следование уставу или за­кону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование – это осознанное, нравственное проявление.

В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские пол­ководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различ­ные средства, формы, методы, но главными были – забота о солдате и личный пример начальника.

Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов име­ла свои плоды. Героизм русских во­инов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней вой­ны (1756 – 1763 гг.) вынужден был признать, «что ни один солдат в мире не сравнится с русским грена­дером». А Наполеон о русском сол­дате так высказался: «Русский сол­дат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою ко­манду дали русских солдат, я с мо­ими маршалами давно бы завоевал Индию».

Каковы же особенности россий­ского патриотизма, и в чем они про­являются?

Прежде всего, в искренней любви русских людей к родной природе, ко­торая особенно проявляется у рос­сиян, оказавшихся в силу различ­ных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы Рос­сии, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом Рос­сии и всегда ассоциируется с любо­вью к родным краям.

В способности к быстрой мобили­зации всех своих физических и ду­ховных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказы­вали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все: переносить неслыханные жизнен­ные тяготы, терпеть невзгоды, пе­редавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополче­ние и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.

Патриотизм россиян интернацио­нален. В многонациональной стра­не, где многие народы имеют отно­сительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевате­лей, а в мирное время – против сти­хийных бедствий и природных ка­таклизмов. Об этом свидетельству­ют исторический опыт нашей стра­ны, проведение контртеррористи­ческой операции в Чечне в настоя­щее время и взаимопомощь различ­ных регионов при решении народ­нохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, прояв­ленный как в военное, так и в мир­ное время, можно встретить пред­ставителей самых разных народов.

Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополи­тическим положением, достижени­ями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не луч­шие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им пре­одолеть временные трудности и вы­вести страну на передовые рубежи мирового прогресса.

Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что патри­отизм является мощной духовной силой, позволяющей России и ее вои­нам на крутых поворотах истории мобилизовывать свои ресурсы и доби­ваться значительных успехов в воз­рождении страны и армии.

 

Схема

 

 

2-й вопрос: Патриотическое сознание воинов как фактор

формирования морального духа армии

 

История учит, что боеспособ­ность армии, военная мощь госу­дарств существенно зависят от уровня духовности воинов и насе­ления. Уже в глубокой древности было замечено, что на ход и исход сражений и войн серьезное, а часто и решающее влияние оказывает со­стояние духа войск, то есть степень их моральной готовности и способ­ности добиться победы над противником. Многие видные военачаль­ники соглашались с тезисом Напо­леона о том, что «на войне нравст­венный элемент относится к физи­ческому как 3:1», чем подтвержда­ли решающее значение морального духа в укреплении армии и подчер­кивали, что при определенных ус­ловиях храбрость солдат может компенсировать численный пере­вес противника.

Однако строительство армии не только в ходе войны, но и в мирное время невозможно без высокого морального духа войск. И сегодня, на этапе военного реформирова­ния, при решении многих новых сложных задач от личного состава Вооруженных Сил требуются мо­рально-психологическая устойчи­вость, готовность к преодолению высоких физических и моральных нагрузок.

Будучи сложным духовным явле­нием по своему содержанию и фор­мам проявления, моральный дух содержит в себе два главных эле­мента: духовно-нравственный и со­циально-психологический. Они тесно связаны между собой и взаимодействуют.

К духовно-нравственным элемен­там относятся нравственные идеа­лы, принципы, убеждения и нор­мы, определяющие отношение че­ловека к государству, обществу, войне. Это фундаментальные, наи­более устойчивые элементы, выра­женные такими понятиями, как «Отечество», «Родина», «воинский долг», «патриотизм».

Длительное существование любо­го общества и государства невоз­можно без сформировавшегося у большинства его граждан представ­ления о высшей ценности Отечест­ва и о святом долге защищать его. Все это требует от человека полной самоотдачи, нередко готовности пожертвовать своей жизнью во имя не личных, а общегосударственных целей. Осознанно на это шли и идут только настоящие патриоты.

К духовно-нравственному уров­ню относятся и такие элементы, как верность присяге, Знамени ча­сти, взаимоуважение командиров и товарищей по оружию, взаимовы­ручка в бою и т.д. Если этого нет, то в воинском коллективе устанав­ливается атмосфера недоверия, в которой нельзя решать серьезные задачи ни в мирное время, ни тем более в военное.

Социально-психологические эле­менты включают коллективные и индивидуальные эмоции, чувства и настроения, возникающие в про­цессе мирной жизнедеятельности и боевых действий. К примеру, чело­век и воинский коллектив могут переживать самые различные наст­роения: ликование и радость, страх и отчаяние, тоску и безнадежность. Так, по данным иностранной печа­ти, чувство страха в явно выражен­ных формах возникает у 90% участ­вующих в бою, при этом у 25% на­блюдается рвота, у 20% нарушается способность контролировать функ­цию кишечника и т.п. Ясно, что все это делает выполнение боевых задач почти невозможным. Следо­вательно, создать у воинов настрой на решительные и активные дейст­вия, укрепить у них моральный дух, – значит, сделать серьезную заявку на достижение победы.

Каковы же пути укрепления мо­рального духа войск?

В Вооруженных Силах этому слу­жит весь воинский жизненный ук­лад: напряженная боевая учеба, особенно в поле, на полигоне; раз­личные виды учений; выполнение учебно-боевых задач и т.п. Реше­нию этой же задачи в немалой сте­пени способствуют занятия по мо­рально-психологическому обеспе­чению и общественно-государст­венной подготовке, а также вся целенаправленная воспитательная ра­бота, и в частности по патриотическому воспитанию.

Патриотическое сознание, высту­пая фактором формирования мо­рального духа воинов, проявляется следующим образом:

1. Патриотические идеи, закреп­ленные в сознании воинов в форме убеждений, обеспечивают глубокое осознание личным составом необ­ходимости защиты Отечества, вы­ступают основой его взглядов на воинскую службу, проявляются в повседневной деятельности солдат и офицеров.

Условием эффективного форми­рования патриотических убежде­ний является обращение к военной истории Отечества, правдивый и всесторонний показ ее примеров, анализ достижений и неудач. Одна­ко в последние годы акцент делает­ся на негативных моментах, на ошибках и издержках отечествен­ной истории, что мешает формиро­ванию патриотического сознания у молодежи.

2. Патриотическое воспитание помогает осмыслить и поддержать политику Российского правитель­ства по укреплению Вооруженных Сил, сохранить убеждение в целесообразности решений, практичес­ких действий командиров по повы­шению боеготовности и боеспособ­ности войск, отработке учебно-бое­вых задач.

3. Патриотическое сознание фор­мирует здоровую моральную атмо­сферу в воинских коллективах, где непосредственно решаются все во­просы жизнедеятельности войск, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, ут­верждаются нормы и принципы взаимоотношений между военно­служащими, разрешаются противо­речия и конфликты, проявляются нравственные и морально-боевые качества личного состава.

Значение патриотического вос­питания неоценимо. Именно в кол­лективе и через коллектив челове­ческий фактор реализуется, прояв­ляется в организованности и дис­циплине личного состава, его вер­ности патриотическому и воинско­му долгу, в конкретных делах и по­ступках воинов.

Вместе с тем следует заметить, что в некоторых воинских коллек­тивах еще имеют место негативные явления, случаи недисциплиниро­ванности, так называемые неустав­ные взаимоотношения, проявления грубости, высокомерия и т.д. Все это порождается неумением стро­ить гармоничные взаимоотноше­ния младших командиров с подчи­ненными, недостаточным уровнем воспитательной работы.

4. Патриотические идеи снижают воздействие отрицательных факто­ров в мирных и боевых условиях (материально-бытовая неустроен­ность, сложные климатические ус­ловия, плохое настроение, паника), которые негативно влияют на морально-психологическое состояние войск, их стойкость в бою.

5. Важную роль в формировании морального духа, духовного потен­циала общества и армии играют различные государственные и во­инские ритуалы, символы, празд­нование памятных событий в исто­рии страны. Так, большое эмоцио­нальное и воспитательное значение имеет ежегодное празднование в нашей стране Дня Победы. Близит­ся 60-летие этого величайшего со­бытия во всей новейшей истории. Его значение в формировании чувств национальной гордости и патриотизма исключительно вели­ко.

Работа по поддержанию высокого морального духа армии – это задача не только внутриармейская, но и общегосударственная, общенародная. Армия – это часть общества. А по­этому состояние политических, эко­номических, социальных и нравственных отношений в нем накладыва­ет отпечаток и на состояние духов­ных сил личного состава армии.

 

 

3-й вопрос: Быть верным воинскому долгу – конкретное проявление патриотизма российских воинов

 

В зависимости от характера дея­тельности людей, их профессий, обязанностей существуют различ­ные виды долга: общественный, государственный, союзнический, профессиональный, товарищеский, семейный и т.д. Долг, выражающий высокую и почетную обязанность военнослужащих по защите Отече­ства, называется воинским. Его вы­сокая значимость продиктована прежде всего причинами внешнего порядка, необходимостью защиты национальных интересов на миро­вой арене, где роль военной силы еще является веским аргументом в решении многих вопросов. Поэто­му от полноты исполнения каждым военнослужащим своего воинского долга зависит обеспечение благо­приятной внешней обстановки, столь необходимой нам для воз­рождения России.

Особенность воинского долга за­ключается в том, что находит свое юридическое закрепление в воен­ной присяге и уставах, имеющих силу закона. Поэтому каждый во­еннослужащий обязан полностью выполнять свои служебные обязан­ности как в силу морального долга, так и на основании особых право­вых документов – военной присяги и уставов.

Каждый военнослужащий, при­нимавший военную присягу, по­мнит ее чеканные слова: «Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать сво­боду, независимость и конституци­онный строй России, народ и Оте­чество». Произнося эти слова, за которыми стоят огромный, выстра­данный опыт нашего народа по за­щите Отечества и требования к его вооруженным сыновьям, молодой воин возлагает на себя огромную ответственность, которую несет всю жизнь.

Отныне он будет выполнять ста­тью 59 Конституции РФ, где сказа­но, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Теперь весь смысл поступков, успехов и неудач, стремлений и свершений солдата и матроса будет измеряться критерием полноты выполнения этого священного долга. Примеров честного выполнения воинского долга воинами Российской армии в каждой воинской части немало.

Если каждый военнослужащий в армии будет самоотверженно и до­бросовестно исполнять свой воин­ский долг, то многие современные армейские проблемы исчезнут сами собой. По сути, верность долгу – это один из самых мощных моральных двигателей, в основании которого лежат любовь к Родине, чувство па­триотизма.

Но для полного исполнения сво­его долга воину всегда нужны опре­деленные духовно-нравственные и боевые качества. Каковы же эти качества?

Опыт свидетельствует, что для выполнения воинского долга и в мирное время, и в условиях веде­ния боевых действий от российских воинов требуются следующие каче­ства: любовь к Родине, патриотизм, верность военной присяге, Боевому Знамени воинской части, готов­ность с оружием в руках выступить на защиту интересов России, друж­ба, войсковое товарищество, высо­кая боевая выучка, воинское мас­терство, дисциплинированность и исполнительность, стойкость, сме­лость, мужество, отвага, героизм, высокий моральный дух и физиче­ская выносливость.

Только единство и тесный сплав всех этих основных качеств позво­ляют воину быть человеком долга, который способен в нужную мину­ту не отступить перед лицом гроз­ной опасности, закрыть своей гру­дью от вражеских пуль командира и товарищей, преодолевать трудности повседневных будней.

В своей книге «Солдатский долг» Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский привел один харак­терный эпизод, связанный с фор­сированием водной преграды на­шими войсками: «Нам довелось на­блюдать работу саперов. Работая по горло в ледяной воде среди разры­вов снарядов и мин, они наводили переправу. Каждую секунду им гро­зила смерть, но люди понимали свой солдатский долг и думали об одном – помочь товарищам на за­падном берегу и этим приблизить победу. Долг для них был превыше всего!» Прославленный полководец видел в выполнении воинского долга концентрацию героического проявления всех духовных и физи­ческих сил солдата, сержанта, офи­цера.

Иногда приходится слышать рас­суждения о том, что долг часто не совпадает с желанием. Да, бывает и так. Как поступать в таком случае? Для военного человека один выбор - следовать требованиям закона, присяги. Кроме того, воспитанный человек всегда сделает правильный выбор. Как метко заметил однажды И.С. Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Чем сильнее оно развито, тем прочнее нравственная надежность человека. Именно о та­кой личности обычно сослуживцы говорят: это человек долга. Пожа­луй, такая характеристика, давае­мая человеку общественным мне­нием, – одна из самых высоких мо­ральных наград.

Что значит быть верным воин­скому долгу и что для этого надо де­лать в будничной армейской жизни? Что в этих целях необходимо де­лать?

Для этого прежде всего необходи­мо:

-     формировать у себя высокую лич­ную ответственность за безупречное решение стоящих перед подразделе­нием, частью задач, добросовестное выполнение своих обязанностей, по­стоянную морально-боевую и психо­логическую готовность к действиям в боевых условиях;

-     настойчиво учиться тому, что необходимо на войне. В боевой учебе быть собранным, проявлять высокую активность, инициативу и творчество, стремиться овладеть всеми навыками в эффективном применении техники и оружия;

-     в процессе повседневной дея­тельности, особенно в условиях, максимально приближенных к ре­альному бою (в поле, на учениях), формировать у себя такие качества, как сильная воля, стойкость, отва­га, выносливость, смелость;

-     пунктуально выполнять требо­вания военной присяги и воинских уставов, крепить воинскую дисцип­лину и организованность, делать все для того чтобы приказ коман­дира был выполнен беспрекослов­но, точно и в срок;

-     добросовестно относиться к фи­зической подготовке, помня, что физически закаленные воины обла­дают более развитыми реакцией, ловкостью, хладнокровием, вы­держкой, они меньше допускают ошибок при работе на технике, у них больше уверенности в своих силах и возможностях;

-     знать, хранить и умножать бое­вые традиции, пропагандировать их среди товарищей, во всем им помо­гать, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части.

Родина по достоинству оценивает ратный труд тех, кто с честью и до­стоинством выполняет свой воин­ский долг. Об этом говорят нагруд­ные знаки воинской доблести, ор­дена и медали, полученные ими в дни мирной учебы и при выполне­нии контртеррористической опера­ции в Чеченской Республике.

Сегодня в боевом строю не каждой воинской части можно встретить тех, кто стойко и мужественно прошел испытания в ходе боевых действий и имеет заслуженные бое­вые награды. Но в этом строю все­гда есть один бессменный ветеран – это Боевое Знамя. Пусть же оно на­поминает каждому из воинов части о священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, как это делали те, кто про­нес его сквозь огонь сражений.

 

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове следует отметить, что данная тема чрезвы­чайно важна и актуальна, об этом свидетельствуют вся современная российская действительность, а также принятая недавно государст­венная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Фе­дерации на 2001 – 2005 годы». Остро стоит эта проблема и в Вооружен­ных Силах.

2. При рассмотрении первого во­проса целесообразно с использованием словарей и энциклопедий дать опре­деление понятия «патриотизм», рас­крыть составляющие компоненты этого духовного явления, опросить нескольких слушателей и узнать, как они это поняли, а затем, используя схему, рассмотреть источники силы проявления патриотических чувств и особенности патриотизма россий­ских воинов. Можно порекомендо­вать слушателям дополнить все это схемой.

3. В ходе раскрытия второго во­проса желательно показать тесную связь патриотизма и морального ду­ха воинов. Здесь необходимо на про­стых примерах из истории, жизни части показать, как любовь к Роди­не помогает воину преодолевать трудности и добиваться успеха в службе и бою. Для повышения заин­тересованности слушателей можно поставить перед ними вопрос: «Ка­кие служебные и материально-быто­вые условия в воинской части спо­собствуют повышению морального духа воинов, а какие нет?»

4. Рассматривая третий вопрос, следует обратить внимание слуша­телей на правовую и моральную сто­рону воинского долга, затем задать им вопросы: «Кто из товарищей, по их мнению, честно выполняет свой воинский долг?», «Кого они знают из воинов-героев и за что они получили это высокое звание?», «Какими мо­рально-психологическими и боевыми качествами надо обладать, чтобы ус­пешно выполнить свой воинский долг?» После обмена мнениями руко­водителю занятия следует по всем затронутым вопросам высказать свое мнение.

5. В заключительной части заня­тия необходимо сделать краткие вы­воды, ответить на вопросы слуша­телей, подвести итоги занятия, от­метить наиболее активных слуша­телей, дать рекомендации по подго­товке к контрольному занятию и изучению литературы.

6. На контрольном занятии целе­сообразно заслушать тематическое выступление по теме: «Патриотичес­кие традиции российских воинов», затем перейти к обсуждению основ­ных и дополнительных вопросов, можно использовать элементы игры для закрепления темы (например, в алфавитном порядке слушатели на­зывают, не повторяясь, характерные черты воина-патриота). Можно продемонстрировать кинофрагмен­ты о воинах-героях. Затем необходи­мо подвести итоги, отметить наи­более активных слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изуче­нию темы.